Все о канистерапии

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Все о канистерапии » Все о канистерапии » Статьи о канис-терапии


Статьи о канис-терапии

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Статьи о канис-терапии из рецензируемых научных изданий. При размещении просим соблюдать авторские права и этику цитирования.

0

2

Сборник тезисов Конференции «Канис-терапия в Российской Федерации» 2012 год.

КАНИС-ТЕРАПИЯ в социальной сфере. Реабилитация и обучение подростков, воспитывающихся в закрытых социальных учебных учреждениях на примере проекта «Ответственный владелец собаки» в  ГБОУ школе-интернате № 67 г.Пушкин.

Цивилева О.В.

1.При работе с такими детьми нужно учесть следующее – из-за постоянного нахождения в среде монотонной и обеднённой информационно, сенсорно, эмоционально и социально, дети отличаются от сверстников, выросших в семьях. У таких детей не формируются нормальные социальные взаимосвязи, определяющие отношение к старикам, инвалидам, младшим детям и т. п.   Их поведение может быть жестоким, эмоционально неокрашенным. Нередко наблюдается дисфория – пониженное настроение с выраженной мрачностью, раздражительность, неприязнь к окружающим, злобность.
Также у них не формируются нормальные иерархические отношения, но формируется типичная изоляционная иерархия с уважительным отношением к физической силе и стремлением подавлять более слабых.
Часто у таких детей встречается негативизм, как активный – стремление делать всё «назло», так и пассивный – в виде отсутствия реакций на просьбы  и обращенную речь.   
Вследствие изолированности от новых раздражителей (людей, событий, явлений) дети имеют низкую стрессоустойчивость и выраженную неофобию - боязнь, отторжение, избегание новых предметов, ситуаций, людей.
Так как дети из соц. домов получают практически всё в готовом виде, не участвуя в  процессе, у них недостаточно формируется смысловая цепочка «ожидание-планирование-подготовка- процесс-результат» ,соответственно страдает логическое мышление, фантазия, умение представить результат своей деятельности.   
     
2.Задачи работы с такими детьми заключаются в следующем  :
Разнообразить их впечатления (зрительные, тактильные, слуховые).
Стимулировать воображение, фантазию, абстрактное и логическое мышление.
Развить способность к сотрудничеству, сложной совместной деятельности (кооперации) с разными людьми, социализации.
Дать представление и развить разнообразные навыки.
Стимулировать развитие эмоциональной сферы, способности к сочувствию, стремление понимать других.
Развить способность адаптироваться к новым раздражителям, людям, животным, событиям, повысить устойчивость к стрессам.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ – развить эмоциональную, социальную и интеллектуальную сферы ребёнка до возрастной нормы.

Рассмотрим на примере проекта, реализованного в ШИ № 67 г. Пушкин, в 2011 – 2012 учебном году, работу с детьми старшей возрастной группы.
Это -   группа детей из 10 человек, учащиеся 9 –А, возраст 16-18 лет.

Занятия были спланированы таким образом, чтобы дети получали как теоретические, так и практические знания. Периодически проводились  проверки знаний и достижений поставленных целей.
За основу теоретических занятий были взяты материалы «Курса подготовки Инструктора- дрессировщика». А также дополнено сведениями о приобретении, содержании, организации быта и питания, первичном воспитании щенка   маленького возраста.
Практические занятия проводились с использованием теоретических знаний.    А также упражнения из «Начального курса дрессировки» и «Общего курса дрессировки». При этом детям предлагалось научиться управлять как уже полностью обученными и опытными собаками, так и (если дети достаточно подготовлены) обучить новым командам и упражнениям молодых собак ( из числа прошедших тестирование на безопасность).  Для практических занятий использовались собаки крупных и средне крупных пород различного возраста и темперамента.
Нужно учитывать, что большинство из таких детей привлекают крупные собаки с брутальной репутацией т. к. дети ищут любую возможность придать себе уверенности, укрепить авторитет, защититься. Кроме того, этим собакам трудно причинить вред, если ребенок проявит агрессию к собаке.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА УЧЕБНЫЙ ГОД.
В связи с общим распорядком, действующим в интернате, занятия проводились в течение учебного года 1 раз в неделю. Занятия проходили в помещении.
Для теоретических занятий время 45-50 минут.
Для практических 45- 60 минут.
Общее количество 30 занятий. Из них 12 теория,18 практика.
Перед началом занятий. Для возбуждения интереса и уменьшения тревожности по отношению к новому, целесообразно провести не менее двух тематических выступлений. Выступления можно организовывать для большой группы детей интерната (не только для участников планируемого кружка). Выступления должны быть тематическими  и нести информацию познавательного характера.
Примеры тем:
«Как познакомиться и общаться с собакой ».
План выступления. Показывается выучка собаки. Рассказывается об амуниции. Показывается, как правильно надо общаться с собакой. Рассказывается, что нельзя делать. Если есть желающие пообщаться, то с собакой  общаются организованно (по очереди), под контролем вожатого-волонтера. Затем показывается трюковая часть выступления. Конец.
«Как собаки ходят в школу»
План -  тот же. Делается на примере показа групповых занятий по ОКД. Детям подробно поясняется  процесс обучения собак.

Так же можно использовать подобные темы. Количество собак должно быть небольшим (например три) для того ,чтобы не перегружать детей эмоционально.  К выступлению - первичному знакомству, желательно привлекать тех собак ,которых планируется использовать в дальнейшем
обучении. Близкое общение и контакт происходят только по желанию ребенка .

Краткий учебный план. Темы занятий.

1.Организационное занятие. Введение в курс. Обзор тем. Рассказ о целях. Налаживание контакта. Первичная оценка поведения детей.
2.Обзор пород собак. Для какой цели выводились породы. История.
3.Чем можно заниматься с собакой. Службы, спорт, экстерьерные выставки. Какие могут быть документы у собак, их назначение.
4.Письменное экспресс тестирование из 8-10 вопросов на тему: «Какую собаку я бы завёл. Чем с ней хотел бы заниматься». (Помогает скрыто выявить индивидуальные характеристики поведения детей) .
5.Щенок. Организация быта, ухода, кормления, заботы о здоровье, первичное воспитание.
6.Теоретические основы дрессировки собак.
В подаче материала используются наглядные пособия, фотографии. Также ведутся записи в тетради. Занятия проходят в присутствии воспитателя, который является психологическим адаптером и снижает стресс и отторжение новых людей у детей.
Практические занятия проводятся на фоне изучения тем по общему курсу дрессировки. Задания усложняются по мере приобретения новых знаний.
Детям предлагается поочерёдно (сначала на занятии одна собака) самостоятельно выполнить упражнения или комплекс упражнений. По мере накопления знаний  детей посещают разные собаки . При этом постоянно проводится анализ ошибок в управлении и сравнивается поведение «этой» собаки с предыдущими. Производится совместная работа по установлению контакта с новыми собаками и волонтёрами.

По окончанию занятия предлагается поиграть и погулять  собакой на лице. Так же, если позволяет погода, можно полностью провести занятие на открытом воздухе.   
3. Трудности, которые могут возникнуть в процессе обучения.
Игнорирование. Дети играют с телефоном , не ведут записи в тетради , занимаются посторонними делами.
Агрессивное поведение. Как правило возникает со стороны лидера группы.
Поведение может быть направлено в сторону остальных членов группы в виде оскорблений,  унизительных высказываний.
Отсутствие реакции на вопросы. Нежелание поддерживать диалог.

Эти трудности могут возникнуть на первых порах в процессе налаживания контакта и начала обучения. Занятия строятся на основе равноправного взаимодействия. Отсутствия принуждения к обучению , уважительного отношения к мнению другого. Приветствуется высказывание собственного мнения , задавание вопросов ,совместное решение заданий. Постепенно трудности устраняются, и возникает нормальная рабочая обстановка.
4.В процессе обучения производятся наблюдения за изменением поведения и реакций подростков. Также проводятся устные небольшие опросы. Цель наблюдений отмечать  те или иные изменения , контролировать процесс, выявить ключевые моменты и отметить наиболее эффективные методики работы.
Рассмотрим примеры наблюдения, выделив 4 признака: контактность, желание обучаться, сопереживание, тактильные ощущения.
См. рис 1 и 2.

5.Также оценивалась заинтересованность детей в программе и достижение поставленных задач.
Анкетирование в начале обучения после третьего занятия,
устные опросы по завершении каждой темы,
устный зачёт в конце курса с последующей выдачей «свидетельства об окончании курса»,
заполнение «Книги отзывов» в конце обучения.
Сравнение группы с подобной группой детей, не занимавшейся по программе с собаками.
6.При сравнении с подобной группой детей не участвовавшей в занятиях выявились хорошо выраженные различия.

                                                                                     тестовое занятие ЧЕЛОВЕК С СОБАКОЙ
                                                                                                           ( Новый контакт )
                                                               Дети ,прошедшие курс обучения                                       Контрольная группа
Подходят к человеку с собакой                                                                                                            Смотрят со стороны , боятся  приблизиться
Первые начинают общение , интересуются кличкой , возрастом , умениями собаки                            Приближаются к собаке и волонтёру , интересуются , опасаются ,
                                                                                                                                                           с человеком не общаются 
Трогают и гладят собаку , дают корм , играют                                                                                    Избегают прикосновений , кричат различные команды перебивая друг друга
Поочерёдно выполняют с собакой упражнения по послушанию                                                            Пытаются позаниматься с собакой. При неудаче сразу теряют интерес.
Во время занятия одного воспитанника , группа с интересом наблюдает и даёт советы                    Во время занятия одного воспитанника , группа не участвует и не проявляет интереса.

7.В результате работы данного проекта видны ощутимые изменения в поведении и мировоззрении детей.
Отмечается желание обучаться и применять полученные знания на практике.
Повысилась самооценка. Изменились взаимоотношения внутри группы. Стали пользоваться уважением дети, показывающие хорошие результаты на занятиях.
Появилась взаимовыручка и коллективная работа. Также желание помочь как членам группы, так и собакам, и волонтёрам.
Наблюдалось отсутствие какой-либо агрессии. Возникло желание совершенствовать полученные навыки, узнать новые  подробности из жизни собак. Планировать последующие занятия. Производить анализ возникающих в процессе работы ситуаций.
Анализ результатов позволяет утверждать следующее:
Основная поставленная цель достигнута.  Наблюдается улучшение и развитие эмоциональной, коммуникативной, социальной и интеллектуальной сферы детей.

0


Вы здесь » Все о канистерапии » Все о канистерапии » Статьи о канис-терапии